В музее привлекает к себе внимание самовар с серебряным покрытием и костяными ручками фирмы К.Я. Пеца.

На протяжении XIX и XX веков самовар стал неотъемлемым символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.

В Толковом словаре русского языка В.И. Даль так охарактеризовал самовар: «Самовар — водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровней внутри» Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьёзные деловые вопросы. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. В произведениях художественной литературы – в повести, романе, стихах всегда говорилось о чаепитии, гостях, самоваре. В детской литературе кто не знает «Муху-цокотуху» К.Я.Чуковского или «Иван Иваныч Самовар» Даниила Хармса.

Самовары второй половины XIX — начала ХХ века имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т.д.

Каждая из фабрик старалась придумать свой, непохожий на другой самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм : конические, гладкие, гранённые, в форме шара.

В 1840-1850 годы в моду входят изделия из заменителей серебра, пользовавшиеся спросом и в дворянских семьях, и даже, при царском дворе, а также в кругах среднего по достатку городского населения. Популярными становятся самовары из накладного серебра (медная основа, покрытая с одной или двух сторон тонким провальцованным листом серебра), которые, как правило, украшали богатым орнаментом в духе «второго рококо», накладными пышными бордюрами из рельефных листьев, цветов и раковин. В Москве — это фабрики И.Ф.Эмме, К.Я.Пеца, А.Х.Матиссена, Розенштрауха.

В России в 1912-1913 годах, годовой выпуск продукции только в Туле равнялся 660 000 штук. Самовары продавались не только в России, но и за границей: в Морокко, Турцию, Иран и другие восточные страны. Первая Мировая война приостановила выпуск самоваров. Возобновился он после революции и окончания гражданской войны. После революции фабрика Шемарина была переименована в самоварную фабрику имени В.И. Ленина, а фабриканта Н.И. Баташева — в фабрику тульского патронного завода. До распада СССР самовары выпускались в целом ряде предприятий в различных городах — Ленинграде, Днепропетровске, Гродно, Куйбышеве, Туле и Суксуне (на Урале).

Самовары сохранили популярность не только у нас в стране. Они пользуются большим спросом и за рубежом: до 1991 года их экспортировали в 57 стран мира.